Культурное наследие народов Майя

Гуманитарные науки

У нас студенты зарабатывают деньги

 Дипломы, работы на заказ, недорого

 Контрольные работы

Контрольные работы

 Репетиторы онлайн по английскому

Репетиторы онлайн по английскому

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Приглашаем авторов для работы

Авторам заработок

Решение задач по математике

Закажите реферат

Закажите реферат

Туриcтические
достопримечательности
Мексика
Биосферный резерват Сиан-Каан
Ольмеки
Пуэбла-де-Сарагоса
Великая Пирамида Чолула
Кафедральный собор Успения
Пресвятой Богородицы в Мехико
Замок Чапультепек (Castillo de Chapultepec)
Памятник героям независимости
Пирамида Солнца
Францисканские миссии в Сьерра-Горде
Церковь Святого Михаила Архангела
Достопримечательности
Гуанахуато Ла Валенсиана
Алхондига де Гранадитас
Иконографический музей Дон Кихота
Белгород
экскурсия по центральной части г. Белгорода

Смоленский собор

Белгородский государственный
академический театр
Свято-Троицкий бульвар
Санкт Петербург

Мосты Санкт-Петербурга

Троицкий мост
Банковский мост с четырьмя грифонами
Демидов мост через канал Грибоедова
Виды и организация туризма
Культурно-познавательный туризм
Деловой туризм.
Рекреационный туризм
Образовательный туризм
ШОП-ТУР
Религиозный туризм
Экологический туризм
Приключенческий туризм
тур «Затерянный город» в Таиланде
Анимация – новое направление в туризме
Сельский туризм
Горнолыжный туризм
Культурное наследие народов Майя
САМЫЕ РАННИЕ МАЙЯ
ПОСЕЛЕНИЯ РАННЕАРХАИЧЕСКОГО
ПЕРИОДА
ПОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ МАЙЯ
расцвет культуры «мирафлорес»
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МАЙЯ.
КУЛЬТУРА «ТСАКОЛ»
В позднеклассический период искусство майя
ИЦЫ И ГОРОД МАЙЯПАН
МАЙЯ-МЕКСИКАНСКИЕ ДИНАСТИИ
В ЮЖНОЙ ОБЛАСТИ
Государство древних майя
МИРОВОЗЗРЕНИЕ МАЙЯ
Диего де Ланда
Развитие туризма в
Новосибирской области

Туристические фирмы

Для отдыхающих в Краснозерском районе

Колыванский район

Памятники археологии

 

ИСКУССТВО ПОЗДНЕКЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

В позднеклассический период искусство майя продолжало развиваться в направлениях, которые обозначились еще в начале классической эпохи. За исключением скульптуры этапа пуук, имеющей позднее происхождение, в искусстве майя не ощущается какое-либо внешнее влияние. Художники майя получили свободу идти своим собственным путем, разрабатывая свой великолепный художественный стиль, который по глубине самоанализа напоминает художественные стили Азии, а по своей натуралистичности художественные стили Европы и Средиземноморья. Хотя их не интересовала объемность изображения, они, когда хотели, вполне могли придавать своим сценам глубину и перспективу. Их искусство двухмерно, живописно, повествовательно и барочно, перенасыщено украшательством и гротеском, но тем не менее в нем присутствует и то, что Татьяна Проскурякова назвала «упорядоченностью сложности». И наконец, майя позднеклассического периода были, если не считать их современников, перуанских индейцев мочика, единственным народом Америки, который пытался передать в портретных изображениях всю уникальность индивидуальных характеров.

Художники майя превосходно умели создавать резные барельефы, и именно эта техника была использована при создании большинства произведений скульптуры, таких, как резные стелы, притолоки или панели. К IX в. майя достигли невероятного мастерства в этом виде изобразительного искусства. Они размещали фигуры своих изображений таким образом, что, несмотря на то что в их ранних произведениях доминируют жестко определенные позы, своего рода динамическое рассогласование различных частей изображения подобрано таким образом, что заставляет взгляд зрителя непрестанно двигаться.

Притолока из Куны, поселения, расположенного в нескольких километрах от Бонампака, представляет собой великолепный образец такой художественной композиционной антитезы. На ней изображен персонаж с козлиной бородкой, который сидит подобрав под себя одну ногу и несколько наклонившись вперед. В одной руке у него зажата «ритуальная полоса».

Одними из самых совершенных образцов резных рельефных изображений, несомненно, являются барельефы из Паленке, относящиеся к позднеклассическому периоду. Особенно замечательным произведением искусства является так называемая Палетка Рабов из Паленке, на которой изображен правитель, восседающий на спинах двух рабов, внешность которых выдает их чужеземное происхождение. Естественно, что столь широкое поле художественной деятельности подразделялось на множество направлений. В разных «городах» майя существовали собственные художественные стили. В Копане, как уже упоминалось, развитие получили трехмерные скульптурные изображения, в то время как в расположенном на другом конце центральной области Паленке основными произведениями монументальной скульптуры были барельефы, выполненные в технике, искусно сочетавшей резьбу и гравировку.

За период от начала до конца позднеклассической эпохи искусство керамики майя прошло долгий путь от грубых, шаблонных сосудов и обыкновенных горшков и мисок, использовавшихся в повседневной жизни, до настоящих произведений искусства. К настоящим шедеврам относятся, например, найденные в Паленке и в некоторых других поселениях штата Табаско курильницы, представляющие собой высокие полые цилиндры, украшенные лепными изображениями голов богов и людей. Иногда эти головы располагались друг над другом, как на резных тотемных столбах эскимосов Аляски. По обеим сторонам этих цилиндров шли вертикальные выступы, и после обжига такие сосуды раскрашивались красной, желтой, голубой и белой красками.

Хайна — небольшой известняковый островок около побережья Кампече, отделенный от материка только узким проливом. Это место представляет собой одну из самых больших загадок культуры майя. По некоторым причинам, известным только им самим, древние люди использовали его в качестве некрополя. Хайна располагается достаточно близко от расположенных на материке поселений этапа «пуук», и, скорее всего, здесь были похоронены правители «городов» этой культуры. Крошечные размеры храмовых сооружений, воздвигнутых на этом острове, никак не соответствуют ни количеству, ни потрясающему богатству найденных здесь захоронений. Именно здесь и археологи, и грабители древних захоронений находят те великолепные статуэтки, которые, собственно, и сделали остров Хайна знаменитым. Все объекты являются пустотелыми, и, судя по расположенному в задней части фигурок отверстию, они представляют собой своего рода свистульки. Лица фигурок обычно делались по шаблону, а затем над этими и другими деталями фигурок работали пальцы художника. Упор делался на достижение портретного сходства с реальным человеком — возможно, с тем, кто был похоронен в этой могиле.

Среди изображенных на статуэтках людей можно увидеть самые разные социальные типы: надменных аристократов и вооруженных воинов, у некоторых из них на лицах можно различить татуировку или следы ритуального самоуродования, красивых молодых женщин и пожилых матрон. Два мотива, немного отдающие фрейдистскими комплексами, являются самыми распространенными — зрелая женщина, укрывающая взрослого мужчину так, словно бы он был ее ребенком, и пожилой мужчина, заигрывающий с очаровательной молодой женщиной. Достаточно часто встречается только изображение одного из богов пантеона майя — «толстого бога», который, судя по многочисленным находкам, пользовался большой популярностью у майя, живших в древности на территории штата Кампече.

Майя добивались великолепного цветового эффекта своих глиняных сосудов, изготавливая их методом низкотемпературного обжига, жертвуя прочностью своих керамических изделий во имя эстетического эффекта. Полихромная керамика позднеклассического периода представлена в основном глубокими чашами, цилиндрическими сосудами и сосудами на ножках. Иногда такая керамика расписана сюжетами, похожими на те, которые можно видеть на стенных фресках. Один из таких сосудов представляет собой вазу высотой 25,5 см, найденную в одном из избежавших разграбления погребений недалеко от Алтар-де-Сакрифисьос в центральной области майя. Эта ваза справедливо считается шедевром керамики майя. На ее внешней поверхности изображены шесть странных фигур — умершие или несущие на себе атрибуты смерти и тьмы. Здесь же находится и иероглифическая надпись, содержащая календарную дату «длинного счета», соответствующую 754 году. Фигура пожилого человека с закрытыми глазами, исполняющего танец, держа в руках огромную змею чрезвычайно зловещего вида, нарисована столь реалистично, что, несомненно, художника, создавшего это произведение декоративной керамики, можно считать подлинным гением.

Узоры иногда вырезались после того, как поверхность сосуда твердела, прямо перед обжигом. На некоторых из таких сосудов, найденных в Юкатане, встречаются изображения бога солнца, расположившегося среди завитков узора.

Однако для Юкатана традиционным был другой тип керамики — с серовато-коричневой поверхностью, называющейся «сланцевой утварью». Поверхность этих изделий иногда гладкая, а иногда бывает покрыта резным геометрическим орнаментом, иероглифами или изображениями сидящих правителей.

Майя затратили много сил, чтобы достичь высокого уровня художественного мастерства в обработке нефрита, самого драгоценного из известных им материалов. Вещи, изготовленные из этого материала, перевозили для продажи на огромные расстояния. Подтверждением этому являются нефритовые изделия, выполненные в стиле, характерном для поселений, существовавших в позднеклассический период в бассейне реки Усумасинта, которые были извлечены из Колодца жертв в Чичен-Ице, куда их бросали как жертвоприношения во время постклассического периода, и некоторые изделия из равнинной области майя, которые были обнаружены в Оахаке и в долине Мехико. Большинство таких изделий представляет собой тонкие пластинки с резьбой на одной из сторон, возможно выполненные с помощью тонкого сверла из пустотелого тростника с использованием нефритового песка и резцов, сделанных из самого нефрита. Основным мотивом этих изделий была фигура правителя, сидящего на троне несколько наклонившись вперед и ведущего беседу с карликом, возможно придворным шутом. Именно такая сцена изображена на великолепной нефритовой пластинке из Небаха, которая, судя по всему, была изготовлена в южной области майя.

Специалисты по обработке камня из равнинной области майя работали не только с нефритом, но и с мрамором. Судя по всему, мрамор был материалом редким, поскольку изделия из него встречаются нечасто. Прекрасным образцом этого художественного жанра является ваза из полупрозрачного мрамора, украшенная резьбой в стиле, традиционном для позднеклассического периода. Широко известны мраморные сосуды из района Улуа в Западном Гондурасе, хотя существуют определенные сомнения в том, что они вообще могут считаться изделиями, относящимися к цивилизации майя. Фрагменты таких изделий были найдены в слоях, относящихся к завершающему этапу позднеклассического периода в поселениях, расположенных в Британском Гондурасе и Петене.

Свидетельством того, что майя могли применять свои художественные традиции в любой области, являются причудливые кремневые ножи, украшенные изображениями человеческих лиц, повернутых в профиль, и маленькие ножи из вулканического стекла — обсидиана, украшенные изображениями богов пантеона майя. Их чаще всего прятали в тайниках, расположенных под основанием стел или под полом храмов в поселениях центральной области майя.

Судя по находкам на побережье штата Кампече, и прежде всего на острове Хайна, искусство изготовления резных изделий из раковин достигло у майя высочайшего уровня. Эти великолепные изделия майя обычно украшали кусочками яблочно-зеленого нефрита.

КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ МАЙЯ

О крушении классической цивилизации майя с полной достоверностью известно только одно, а именно — что это произошло. Все остальное относится к области догадок и предположений.

Внешне это выразилось в том, что в поселениях майя перестали устанавливать памятные стелы с календарными датами. В период, когда по календарю майя шло начало Бактуна с коэффициентом 10, что соответствует первой половине X в., поселения майя одно за другим начали приходить в упадок. Календарная дата 10.3.0.0.0 (889 год), соответствующая окончанию крупного временного цикла, к'атуна с коэффициентом 3, была для майя достаточно значительным событием, и тем не менее стелы в его честь были воздвигнуты только в трех ритуальных центрах майя. Самая последняя по времени из календарных дат майя — соответствующая окончанию Бактуна 10.4.0.0.0 — встречается только один раз, на изделии из нефрита, найденном в поселении на юге Кинтана-Роо. Таким образом, к началу X в. в центральной области наступил закат классической цивилизации, и с полной уверенностью можно сказать, что примерно в это же время большинство поселений майя были покинуты своими жителями. Оставленные «города» начали медленно зарастать лесом. Лежащие севернее города культуры «пуук», возможно, пали жертвами вторжения тольтеков в последние десятилетия этого же столетия.

Объяснения до сих пор не получил не только тот факт, что «города» майя были оставлены своими жителями, но и то, что в это время центральная область практически полностью обезлюдела. В качестве возможных причин этой катастрофы называют крах местной системы земледелия, эпидемии страшных болезней, например желтой лихорадки, вторжение завоевателей из Мексики, социальные катаклизмы, насильственное уведение людей в плен тольтекскими правителями Юкатана и даже землетрясения и резкий дисбаланс численности представителей противоположных полов. Некоторые ученые выдвигают теории, построенные на совокупном воздействии нескольких из этих факторов, но до сих пор ни одна из гипотез не получила сколь-нибудь точного подтверждения. Гипотезу о том, что подсечно-огневое земледелие майя не могло больше обеспечить население достаточным количеством пищи, пытались подкрепить существованием саванн, которые якобы возникли в результате того, что древние земледельцы-майя истощили плодородие почв. Но мы уже упоминали о том, что эти покрытые травой площади существовали в области майя задолго до того, как там появились люди.

Во время исследований в области майя были получены данные о том, что к середине IX в. поселения майя подверглись нашествию воинственных народов из Центральной Мексики. Особенно много материалов, склоняющих чашу весов в пользу такого предположения, было найдено в западной части региона. Например, в Сейбале была найдена целая серия стел, воздвигнутая в самом начале Бак-туна с коэффициентом 10. Эти стелы украшены изображением фигур, которые, судя по деталям костюма, являются тольтеками. Здесь же присутствуют и изображения масок тольтекского божества Тлалока. Возможно, что равнинные области майя были уже настолько серьезно ослаблены какими-то катаклизмами, что не могли оказать сколько-нибудь существенного сопротивления захватчикам, вторгнувшимся в центральную область. Но пока не будут прочитаны тексты, относящиеся к последнему периоду существования цивилизации майя, мы, скорее всего, не сможем узнать, что же в действительности произошло в это время.

Что бы ни произошло в центральной области, мы знаем, что только очень немногие из майя продолжали после этого жить на своей исконной территории. Среди разрушенных «городов» бродили лишь разрозненные группы людей, чей образ жизни уже нисколько не напоминал образ жизни цивилизованных людей. Подобно древним дикарям или современным археологам, эти люди становились на ночь лагерем в комнатах опустевших дворцов. Подобно современным индейцам локандонам, эти люди возжигали курения перед древними резными изображениями давно умерших правителей, которые теперь стали для них богами.

Туризм