Начертательная геометрия Стили в архитектуре и дизайне История дизайна Художники эпохи Просвещения


Беспокойный дух. Стереофотография

Ранние фотографии отражали взгляды и темперамент романтизма, да, по-существу, и весь XIX век характеризуется неутомимой любознательностью и твердой уверенностью, что возможны любые открытия. Хотя эта одержимость иногда говорила о серьезном интересе к науке — свидетельством чему стало путешествие Чарлза Дарвина на корабле «Бигл» с 1831 по 1836 годы — чаще всего она отражала неутолимую тягу к новым местам и новым впечатлениям. В этот период фотография оказывала огромное воздействие на воображение, поскольку при ее помощи весь мир становился доступным или представлялся по-новому.

Для романтического эскапизма характерна любовь к экзотике, и в пятидесятых годах XIX века фотографы начали разъезжать со своим оборудованием по дальним странам. Страстная жажда познать непознанное, приобщиться к опыту других обусловила популярность стереоскопических дагеротипов. Изобретенная в 1849 году камера с двумя объективами, выдавала два слегка смещенные изображения, соответствующие тому, что мы видим правым и левым глазом. Если рассматривать эти изображения через специальное устройство, которое назвали стереоскопом, они сливаются и создают иллюзию объемности. Через два года стереоскоп имел большой успех на выставке в Хрустальном Дворце в Лондоне (см. илл. 389). Было сделано несметное количество стереоснимков, подобных представленному на илл. ЗбЗ. По-существу, любой уголок земного шара стал доступным практически для каждой семьи, причем живая естественность снимков уступала только увиденному собственными глазами. Театр эпохи Возрождения История искусства

Стереофотография была чрезвычайно важным достижением, ибо эффект бинокулярного зрения ознаменовал собой явный отход от восприятия перспективы в традициях живописи, и впервые продемонстрировал возможности фотографии расширить кругозор. Как ни странно, эта интересная находка не нашла применения, если не считать использования стереофотографии в особых случаях. Люди просто слишком привыкли к тому, что картины рассматривают как бы одним глазом. Когда в 1880 году изобрели полутоновую пластинку для воспроизведения иллюстрация на книжных страницах, обнаружился еще один недостаток стереофотографии: как видно на нашей иллюстрации ЗбЗ, подобные стереоснимки для такого воспроизведения непригодны. С тех пор фотоаппарат с одним объективом неразрывно связан со средствами массовой информации наших дней.

Пушка перед Спасскими воротами. Москва (отлита в 1586 г. Самый крупный в мире калибр 890 мм. Сейчас находится в Кремле) Вторая половина XIX века. Стереофотография Современному художнику надлежит полагаться только на непосредственный опыт и быть реалистом. «Я не могу нарисовать ангела,— говорит Курбе,— так как никогда его не видел». Густав Курбе. «Дробильщики камней». 1849 г. Холст, масло. 1,6 х 2,6 м. Бывшая Дрезденская картинная галерея. Погибла в 1945 г. Густав Курбе. «Мастерская художника. Реальная аллегория, определяющая семилетний период моей художественной жизни». 1854—55 г. Холст, масло. 3,6 х 5,79 м. Музей д'Орсэ. Париж

Когда снова вошли в моду Ренессанс, а потом барокко, движение по возрождению стилей описало полный круг: неоренессанс, необарокко заменили собой неоклассицизм. Эти стили заключительного этапа романтической архитектуры доминировали в период 1850—1875 годов и сохранились до 1900 года, найдя свое выражение в здании Парижской оперы, спроектированном Шарлем Гарнье (1825—1898).

Маркантонио Раймонди, по Рафаэлю. «Суд Перикла» (деталь). Ок. 1520 г. Гравюра. 29,5 х 43,8 см. Метрополитен музей Нью-Йорк. Фонд Роджера. 1919 г. Что вызвало к жизни «революцию красочного пятна»? Трудно сказать. Да и сам Мане, конечно, не раздумывал над этим заранее. Соблазнительно предположить, что Мане был вынужден создать новый стиль, отвечая на вызов, брошенный фотографией. Художников-импрессионистов всегда привлекали сцены из мира развлечений — танцевальные залы, кафе, концерты, театр. Анимация


На главную