Начертательная геометрия Стили в архитектуре и дизайне История дизайна Художники эпохи Просвещения


Романтическая скульптура развивалась по тем же принципам, что и живопись. Однако мы убедимся, что она оказалась гораздо более робкой, чем живопись и архитектура. Уникальные преимущества скульптуры — ее основательность, реальное заполнение пространства (свойство «идола») — не соответствовали романтическому темпераменту. Бунтарские, индивидуалистические призывы романтизма могли найти свое выражение в небольших черновых разработках, но в трудоемком процессе преобразования этих набросков в трехмерные законченные статуи от таких порывов мало что оставалось. Кроме того, новое требование бескомпромиссной реалистической «правды» ставило скульптора в затруднительное положение. Когда живописец с фотографической точностью изображает одежду, анатомические подробности и обстановку, он создает не дубликат действительности, а лишь представление о ней. Если поступать так в скульптуре, возникает опасность приблизиться к механическому воспроизведению объектов реальности, создавать эквиваленты гипсовых слепков. Таким образом, скульптура пережила кризис, который разрешился только к концу XIX века.

Джордж Калеб Бингем. «Охотники, спускающиеся по Миссури» Ок. 1845 г. Холст, масло. 78,7 х 91,4 см. Метрополитен музей. Нью-Йорк. Фонд Морриса К. Джессепа. 1933 г.

Картина Джорджа Калеба Бингема (1811—1879) «Охотники, спускающиеся по Миссури» отражает это тесное слияние с природой. Картина, представляющая собой одновременно и пейзаж, и жанровую сцену, передает ощущение бескрайнего простора и царящей над ним тишины. В начале романтической эры мы сталкиваемся с тем, что скульпторы, в основном, старшего поколения, приспосабливают к новым требованиям неоклассицистический стиль. Учитывая индивидуалистическую природу романтизма, мы могли бы ожидать возрождения множества стилей — прежде всего в живописи - самом индивидуальном и сугубо личном из изобразительных искусств, и менее всего в архитектуре — наиболее коллективном и общественном искусстве, однако получилось наоборот

Подобно гравюре на дереве и металле, офорту и литографии, фотография есть способ изготовления изображения, связанный с механическими процессами. Но в отличие от других изобразительных средств фотография навек опорочена тем, что она является результатом новой технологии. Что двигало первыми фотографами? Они старались создать средство художественного отображения действительности, а не механизм для практического использования. Хотя Ньепс был химиком исследователем, а вовсе не художником, его открытие возникло в результате стараний улучшить процесс изготовления литографий. Механическая и химическая основы фотографии были известны давно. Камеру-обскуру — ящик с небольшим отверстием в одной из сторон — знали еще в античности. Гаспару Феликсу Турнашону (1820-1910), больше известному под именем Надар, удалось привлечь в свое ателье многих прославленных деятелей Франции. Подобно большинству первых фотографов, он начинал, как художник, но предпочел кисти объектив


На главную